Дорожно-транспортный и уличный травматизм
Бурлит в движенье мостовая, Денис увидел друга впереди: Подумаешь, машины и …трамваи. Ему б быстрей дорогу перейти. Успею пробежать по мостовой, - Подумал, побежал и …(визг тормозов). Ой, чуть под машину не попал. Не пострадает только тот, Кто ходит там, Где пешеходный переход! |
Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости, является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения наиболее трудоспособного возраста. В связи с этим борьба с травматизмом и его социальными последствиями имеет первостепенное значение.
К сожалению, не всегда травмы заканчиваются благополучно. Они могут привести к инвалидности и даже к смерти. А в мире нет ничего дороже человеческой жизни. Может так случится, что от наших с Вами действий будет зависеть жизнь и здоровье тех, кто рядом с нами, и кто получил травмы. Это случается чаще всего неожиданно. Мы не должны паниковать, а должны знать, как предупредить травмы и, если уж они случились, как оказать помощь.
Среди различных видов непроизводственного травматизма первое место по тяжести занимает дорожный травматизм. Автомобиль впервые появился в 1885-1886гг. Первая травма, связанная с движущимся автомобилем, отмечена в 1896г. в Лондоне. В 1899г. В Нью-Йорке была зарегистрирована первая автомобильная авария. К 1964г. В США при авариях автомобилей и мотоциклов погибло 1,5 миллионов человек, а в октябре 1972г. – 2 миллиона человек. Ежедневно на дорогах мира под колесами погибает 1000 человек (каждые 2,5 минуты – 1 человек)!
Наибольшее число транспортных травм приходится на зимние месяцы.
Основной причиной гибели и ранения людей на дорогах является их халатное отношение к соблюдению Правил дорожного движения. Больше всего несчастных случаев совершается в начале и в конце недели. Это объясняется недостаточным вниманием водителей и пешеходов, находившихся на отдыхе, а в конце недели – усталостью. Количество травм увеличивается утром и вечером, когда наблюдается наибольшая интенсивность движения транспорта и людей. При дорожных катастрофах играют роль следующие факторы: водитель, автомобиль, пешеход, дорога. Безусловно, роль водителя и пешехода первостепенна.
Самый частый порок водителей – недостаток внимания, самоуверенность, самонадеянность, раздражительность, алкогольное опьянение. Главные причины аварий по вине водителей – превышение скорости и неправильный обгон.
Наезды на пешехода происходят из-за его недисциплинированности, когда он внезапно появляется перед движущимся транспортом. Даже самый опытный водитель при всем желании не сможет остановить машину сразу!
Какое же чувство горечи вызывает каждое сообщение о трагическом случае на улице!
Основной причиной уличного травматизма являются падения. Осо-бенно опасны падения для лиц пожилого возраста, например, перелом бедра для них, может оказаться тяжелым осложнением и даже привести к смерти.
К факторам риска также относятся: плохое зрение, отсутствие устойчивости, расстройства двигательной системы, ослабление мышц и лекарственные препараты, состояние алкогольного опьянения; неровности тротуаров, ступеньки, не огражденные траншеи, открытые люки колодцев, плохая организация уличного движения, плохое освещение подъездов домов, лестничных площадок, неудобная обувь.
Меры профилактики, которые могут предупредить уличный и дорожно-транспортный травматизм:
- соблюдение правил дорожного движения всеми его участниками;
- внимание и взаимная вежливость всех участников дорожного движения;
- ношение фликеров пешеходами;
- правильный выбор обуви (предпочтительнее на устойчивом каблуке, подошва обуви не должна быть скользкой);
- в зимнее время пешеходам лучше не передвигаться по тротуару в непосредственной близи от зданий, т.к. с крыш зданий могут падать сосульки или глыбы снега;
- алкоголь и наркотики несовместимы с управлением автотранспортом;
- благоустройство улиц и мостовых, тротуаров, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т.д.), освещение улиц и площадей;
- обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность;
- воспитательная и разъяснительная работа с населением.
Материал подготовлен в соответствии с решением Лечебно-контрольного Совета КЗ МГИК №18 от 23.12.2011г. «О работе травматолого-ортопедической службы г. Минска.
Валеолог Роддома №2 М.Б. Ревковская